пятница, 21 ноября 2014 г.

Приступающему к крещению

Приступающему к крещению

Что надо знать и чувствовать человеку, приступающему к крещению? В
книге <<Деяний святых апостолов>>, написанной евангелистом Лукой,
рассказывается, как один из них -- Филипп -- встретил на дороге
человека, едущего на колеснице из Иерусалима и читающего книгу пророка
Исаии, именно то место, где пророк говорит об Иисусе Христе: <<Как
овца, веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его
безгласен, так Он не отверзает уст Своих. В уничижении Его суд Его
совершился. Но род Его кто разъяснит? ибо вземлется от земли жизнь
Его>>.
За много сотен лет до Христа пророк провидел Его пришествие и понял
смысл его. Христос пришел в мир, чтобы ценой Своей крестной смерти
спасти людей от греха и смерти вечной. Как в другом месте говорит тот
же пророк: <<Той... язвен бысть за грехи наша и мучен бысть за беззакония
наша, наказание мира нашего на Нем, язвою Его мы исцелехом>>.
Человек, едущий из Иерусалима, не понимал этого, и апостол объяснил
ему христианство. Сказал он ему и о крещении. В это время они
подъехали к реке. Человек сказал: <<Вот вода. Что препятствует мне
креститься?>> Апостол ответил: <<Если веруешь от всего сердца твоего, то
можно>>. Человек сказал: <<Верую, что Иисус Христос есть Сын Божий>>. И
они сошли оба в воду, и апостол крестил его, и Дух Святой сошел на
человека (Деян. 8, 27-39).
<<Если веруешь от всего сердца твоего>> -- вот первое условие крещения.
Сердцем мы обычно называем свое чувство, свою любовь в отличие от
разума и воли. Значит, еще до крещения в Церкви человек должен сердцем
своим почувствовать истину христианства, сердечно поверить в него. Это
первый стук в сердце любви Иисуса Христа. Церковь учит, что любовь
есть источник веры. <<Вера есть высочайшее благо, когда она проистекает
из сердца, пламенеющего любовию>> (святой Иоанн Златоуст). А без любви
все бездейственно. Христос простер руки Свои на кресте, чтобы любовью
Своею собрать, обнять, спасти грешников и через Свою любовь к ним
примирить с ними Бога Отца. Но Он не только Сам умер и воскрес, но
заповедал всем верующим в Него подражать Его любви, Его смерти и Его
воскресению. Это значит, что мы должны умереть для греха, то есть не
совершать его, чтобы жить для Бога. И вот христианское крещение есть
таинственный образ этого умирания для зла. Апостол говорит: мы
<<погребены с Ним в крещении>> (Кол. 2, 12), чтобы жить новой жизнью,
чтобы дышать еще здесь, на земле, воздухом воскресения.
Путь жизни Христа есть путь и нашей жизни. <<Я есмь путь, и истина, и
жизнь>>, -- сказал Он о Себе. Это относится и к крещению. Начиная свое
служение людям, Христос тоже принял крещение от Иоанна Крестителя. <<И,
крестившись, -- пишет евангелист Матфей, -- Иисус тотчас вышел из воды,
-- и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который
сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес
глаголющий: <<Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое
благоволение>>>> (Мф. 3, 16-17). При крещении Христа миру были явлены
три Лица Пресвятой Троицы -- Отец, Сын и Дух Святой. И при крещении
человека Церковь крестит его во имя Отца, Сына и Духа.
Христианство учит, что Бог один, но в трех Лицах, что Бог есть Святая
Троица, единосущная и нераздельная. Сам Христос, прощаясь с учениками
и давая им заповедь крещения людей, сказал: <<Идите, научите все
народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа>> (Мф. 28, 19).
Только одни христиане верят не просто в Бога, но в Бога, в Троице
познаваемого. Почему это так? Потому что, если бы мы не знали, что
есть Бог Отец и Бог Сын, то не знали бы, что <<так возлюбил Бог (Отец.
-- С.Ф.) мир, что отдал Сына Своего>> (Ин. 3, 16) за жизнь мира. И если
бы мы не знали, что есть Сын и Святой Дух, то не знали бы, что Сын
ради той же любви к миру <<умолил Отца>>, чтобы Он дал людям <<иного
Утешителя -- Духа Истины>> (Ин. 14, 16, 17), Который Своей любовью будет
вести Церковь Христову до конца истории.
Тайна Пресвятой Троицы есть тайна единосущной и нераздельной Любви (от
которой происходит наш мир и в которую крещается человек). <<Бог есть
Любовь>>, -- сказал Апостол. И человек стремится к Богу, в Троице
славимому. Ибо как может он жить без любви? Цель жизни человека --
общение с Богом, и Церковь учит, что это общение мы получаем в
благодати Святого Духа, в благодати Того Утешителя, Которого оставил
нам Христос: <<Человек через Святого Духа восходит к Сыну, а через Сына
к Отцу>> (святой Ириней Лионский). И вот в крещении на человека сходит
первый луч благодати Святого Духа, который поселяется в его душе.
Благодать -- это сила Божия, освящающая и укрепляющая человека, дающая
ему силу и разум для исполнения Христовых заповедей.
Иметь волю к заповедям и ко всему благому -- в нашей власти, но
действительно исполнить их или искоренить в себе грехи мы без Божией
помощи никак не можем. Христос сказал: <<Без Меня не можете делать
ничего>> (Ин. 15, 5). Поэтому получаемая в крещении благодать Святого
Духа есть причина всего благого в человеке. Есть две главнейшие
заповеди, обнимающие все остальные. Первая: <<Возлюби Господа Бога
твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением
твоим, и всею крепостию твоею... Вторая подобная ей: возлюби ближнего
твоего, как самого себя>> (Мк. 12, 30, 31). Соблюдение заповедей -- это
то же, что хранение в чистоте своей совести. Это так важно, что
апостол Петр все крещение человека называет <<обещанием Богу доброй
совести>> (1 Пет. 3, 21). Святитель Иоанн Златоуст говорит: <<Если кто
право верует в Отца, в Сына и в Духа Святого, но не имеет правой
жизни, нет ему пользы в вере для спасения>>. Епископ Феофан Затворник
пишет: <<И после того уже, как христианин вступил в состав Церкви, он
держится в ней не против воли и не как бы по какой-то необходимости
(механически), а не иначе, как сам держа себя>>. Церковь есть дом
Божий, пречистый храм Спасов, и, войдя в него через крещение, мы
должны держать себя в нем мыслью, сердцем и волей. При заблуждении
нашей мысли в нас начинается <<ересь>>, то есть отделение от единства
мысли церковной. Мы уклоняемся от веры церковной. При охлаждении
сердца начинается потеря единства любви с Богом и всеми составляющими
Церковь. При нераскаянной нечистоте своей жизни или осквернении
совести мы выходим из единства воли Церкви как единого и непорочного
тела Иисуса Христа.
Крещение начинается с чтения трех молитв, в которых, призывая страшное
для демонов имя Божие, священник изгоняет из крещаемого темную силу,
гнездящуюся во всякой душе, еще не просвещенной Христом. Крещаемый,
повернувшись лицом к западу, трижды отрекается от зла, от носителя его
-- сатаны и всех дел его. Отречение от зла есть необходимейшее условие
крещения. Затем крещаемый по слову священника поворачивается лицом к
востоку, откуда восходит для него заря новой жизни, и <<сочетавается
Христу>>, то есть тоже трижды дает обещание служить Ему верой своей и
любовью. После этого он должен прочесть Символ веры христианской.
Поэтому без знания Символа веры (<<Верую>>), а также молитвы Господней
<<Отче наш>> и основных евангельских заповедей нельзя приступать к
крещению. Затем священник освящает воду призыванием Святого Духа и
помазывает ее и все тело крещаемого святым елеем. И уже только после
этого совершается собственно крещение в воде. Священник (а если будет
крайняя нужна, то и всякий христианин) погружает крещаемого или
обливает его водой троекратно со словами: <<Крещается раб Божий (имя)
во имя Отца -- аминь, и Сына -- аминь, и Святаго Духа -- аминь>>. Это и
есть важнейшее действие таинства крещения, когда на крещаемого по вере
его или его восприемников невидимо сходит благодать Святого Духа.
Теперь крещаемого одевают в белую одежду и надевают на него крест в
знак того, что в воде таинства смыты грехи его, а через крест он
облекается сокровенной жизнью Иисуса Христа, его теперь обводит
священник трижды вокруг купели с пением апостольских слов: <<Елицы во
Христа крестистеся, во Христа облекостеся>>, то есть <<все вы, во Христа
крестившиеся, во Христа облеклись>>.
Вот и окончилось таинство крещения. Крещеный человек внешне как будто
не изменился, но внутри его с этого дня поселился небесный гость --
светлый луч Святого Духа. Для человека началась новая жизнь, он
вступил теперь на узкий и вместе блаженный путь Христов. Христианство
есть учение о Царстве Божием, полнота которого -- в будущей жизни, но
начало, или <<предобручение ему>>, еще здесь, на земле, среди скорбей и
напастей. Путь в это Царство -- Христовы заповеди. Поэтому можно
сказать, что христианство есть сочетание труда и радости: труд -- в
делании заповедей, радость -- в обретении Царства, которое внутри нас
(Лк. 17, 21), в общении с Господом. <<Ему, возлюбившему нас и омывшему
нас от грехов наших кровию Своею... слава и держава во веки веков,
аминь>> (Откр. 1, 5, 6).

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Если Вам захочется поделиться своими мыслями, пишите, пожалуйста